XENON1T наложил строгие ограничения на легкие частицы темной материи
Фотография детектора
XENON Collaboration
Космологические и астрофизические наблюдения показывают, что Вселенная почти на четверть состоит из темной материи — гипотетической субстанции, которая гравитационно взаимодействует с обычной материей, но практически не чувствует электромагнитные, слабые и сильные силы. Долгое время считалось, что темная материя состоит из массивных частиц — вимпов, которые весят в несколько раз больше протона и участвуют только в слабом взаимодействии. Такие частицы естественным образом возникают в суперсимметричных расширениях Стандартной модели и в теориях с дополнительными пространственными измерениями, поэтому они казались наиболее перспективными кандидатами. К сожалению, до сих пор ни один наземный эксперимент не поймал ни одного вимпа, хотя физики ищут «темные» частицы уже более двадцати лет, постепенно наращивая массу детекторов и продолжительность поисков.
В прошлом году самый чувствительный детектор темной материи — детектор XENON1T, просматривавший 1,3 тонны жидкого ксенона в течение девяти месяцев, — ограничил сечение рассеяния вимпов на нуклонах величиной порядка 10−47 квадратных сантиметров. Грубо говоря, сечение определяет вероятность, с которой сталкиваются две частицы: чем больше сечение, тем легче пролетающему вимпу «зацепиться» за нуклон. Ограничение, установленное группой XENON, верно для частиц массой более шести масс протона и вплотную приблизилось к так называемому «нейтринному полу» — значениям, при которых детектирование частиц темной материи в принципе невозможно из-за космических нейтрино, «замыливающих» сигнал. Поэтому физики постепенно переключаются на альтернативные теории с более легкими частицами темной материи (либо предлагают вообще отказаться от частиц).
С другой стороны, после взаимодействия с частицей темной материи может родиться не фотон, а электрон, который будет сталкиваться с атомами ксенона и рождать вторичные фотоны. Эти фотоны также попадут в фотодетектор и расскажут про частицу, запустившую цепочку. Теоретически такие вспышки позволяют отслеживать «темные» частицы с массой более 186 электронвольт. Тем не менее, на практике оба метода детектирования обычно применяются совместно, чтобы более надежно отсеивать фоновый сигнал от космических частиц. Поэтому ученым приходилось ограничиваться массами, при которых оба метода работали одинаково хорошо.
Теперь же физики придумали способ, с помощью которого можно оставить только сигнал электронов, и просканировали область легких «темных» частиц. Чтобы избавить детектор от фонового шума, ученые натренировали его с помощью совместно регистрируемых событий, а потом отбраковали события, в которых рождаются только фотоны. Кроме того, физики рассмотрели ситуацию, в которой гипотетические частицы рассеиваются не на ядрах, а на электронах атомов ксенона. В результате ученым удалось ужесточить ограничения на «темные» частицы, описываемые шестью теоретическими моделями. А именно, ученые исключили новые области масс и сечений обычных вимпов (буква A на картинке), вимпов с легкими переносчиками (буква B), вимпов, взаимодействие которых определяется направлением спина ©, «облегченных» вимпов с массой порядка ста килоэлектронвольт (D), аксионоподобных частиц (E) и темных фотонов (F). В некоторых случаях полученное ограничение превышало существующий результат в тысячу раз.
1/3
Дмитрий Трунин" . сообщение прессы от 31.07.2019
Вся физика, как стадо, идет в одном направлении, сегодня. Пока поиски не упрутся, согласно с современными знаниями, в "стену", исследовать не перестанут. Исследования на меру хотя бы 21 века надлежало бы вести во всех направлениях, даже тех, которые были прекращены и 100 и 200 и 300 лет тому назад. А лучше всего начать с чтения трудов ученых, которые жили 2 500 лет тому назад, читать внимательно, в оригинале!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий